Иметь неограниченные возможности для строительства дома — мечта многих. К сожалению, реализуется она далеко не у всех: одним не хватает вкуса, другим денег, третьим — надежной строительной бригады, чтобы спустя несколько лет не переделывать ремонт из-за невесть откуда взявшейся плесени. Но главное — многим недостает идей и умения вписать жилище в окружающее пространство.
А вот профессионалам с этим проще. Мы собрали подборку домов знаменитых архитекторов современности. У них получаются удивительные дома и интерьеры — порой неожиданные, нетипичные, но в большинстве случаев лаконичные. Так что черпаем вдохновение у творцов.
Дом Михаила Филиппова
Фото: Дина Александрова/Houzz/filippovm.ru
Михаил Филиппов — один из самых известных современных российских архитекторов-градостроителей. К тому же он художник, работы которого регулярно экспонируются не только в России, но и за рубежом. Его дом в подмосковном Кратове — образец стиля и домашнего уюта.
Фото: Дина Александрова/Houzz/filippovm.ru
Здание довольно большое — 450 кв. м, но спроектировано и обустроено оно таким образом, что масштабы не вызывают дискомфорта. По форме оно полукруглое и будто обнимает расположенный посередине сад, одновременно напоминая античную архитектуру.
Фото: Дина Александрова/Houzz/filippovm.ru
Этот эффект поддерживают и колонны: они выполнены из дерева, имеют внушительный вид, но смотрятся совсем не вычурно.
Фото: Дина Александрова/Houzz/filippovm.ru
Кое-что в доме Михаила Филиппова выполнено на заказ — например, зеркальные двери. Отделочные материалы привезены издалека (например, в отделке использовались сланец и травертин). При этом всё идеально сочетается без малейшего намека на роскошь и прочее барокко. В качестве декора архитектор развесил графические работы своей мамы и собственные.
Фото: Дина Александрова/Houzz/filippovm.ru
А вот мебель старинная — почти всю ее архитектор купил у знакомого антиквара.
Фото: Дина Александрова/Houzz/filippovm.ru
Что примечательно, она оказалась от одних хозяев дачи. Посуда тоже непростая: ее привез другой антиквар из Вологодской области.
Дом Джона Поусона
Фото: Todd Eberle/johnpawson.com
Джон Поусон — дизайнер и архитектор, получивший амбициозное прозвище «отец современного архитектурного минимализма». Среди его проектов — знаменитый цистерцианский монастырь в Чехии, удивительный образец нестандартного мышления. Другой его громкий проект — собственный дом, названный «Поусон-хауз» (Pawsonhouse).
Фото: Todd Eberle/johnpawson.com
Архитектор, как и многие его коллеги, является ярым поклонником белого цвета — дом творца не стал исключением. Строить с нуля Поусон не стал — купил трехэтажное здание XIX века, расположенное на востоке Лондона. По мере работы Джон Поусон добавил еще один этаж — изменять фасады памятников истории власти Лондона не разрешают, поэтому находчивый архитектор остеклил подземный этаж: он выходит в сад и не нарушает архитектурный облик старинной улицы.
Фото: Todd Eberle/johnpawson.com
Дом не имеет никаких излишеств — даже освещение здесь скрытое (для него использованы светодиодные ленты, спрятанные за выступающими частями стен).
Фото: Todd Eberle/johnpawson.com
Мебель простая: лаконичный деревянный обеденный стол с выраженной фактурой, каменная сантехника четких форм (ванна похожа на ящик с тонкими стенками, а раковина, пусть и овальная, но вписана в параллелепипед), ни одной открытой полки, никаких навесных фасадов. Точность, четкость и аскетизм — вот кредо архитектора с мировым именем.
Фото: Todd Eberle/johnpawson.com
Дом Сергея Кузнецова
Фото: Патрисия Паринежад/admagazine.ru
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов живет в загородном доме, который спроектировал со своим знаменитым коллегой Сергеем Чобаном. Особое внимание при создании проекта авторы уделяли экологичности материалов, простоте линий и желанию сделать пространство воздушным и не перегруженным лишними деталями.
Фото: Патрисия Паринежад/admagazine.ru
В итоге получился двухэтажный деревянный дом из клееного бруса, стекла и металла. Никакой особой отделки в доме нет: Сергей Кузнецов с уважением относится к деревянным фактурам, поэтому специально выбрал материал с ярко выраженной текстурой.
Фото: Патрисия Паринежад/admagazine.ru
От мебели на заказ он тоже отказался. «Фабричная мебель шлифуется годами. Наивно думать, что можно взять и сделать с ходу лучше. Это месяцы работы, сотни образцов. Зачем это нужно, когда есть масса уже готовых классных вещей», — объяснял архитектор в интервью журналу Architectural Digest.
Фото: Патрисия Паринежад/admagazine.ru
Любопытно, что при работе над зданием Сергей Кузнецов отказался от первоначального проекта и многое переделал в соответствии с движением солнца, поэтому семейство легко обходится без занавесок, да и вид из окон в лес радует глаз.
Фото: Патрисия Паринежад/admagazine.ru
Дом Сигэру Бана
Японский архитектор Сигэру Бан считается одним из самых выдающихся в мире архитекторов, в том числе за счет своего уникального таланта строить вполне пригодные для жизни дома из… бумаги и переработанного вторсырья! Правда, эти дома он возводит для беженцев и объясняет, что осознанно не делает их более прочными, чтобы не лишать людей мотивации добиваться лучшей жизни. По его проектам в пострадавшем от землетрясения новозеландском Крайстчерче построен Картонный собор, а после землетрясения в итальянском городе Л’Акуила — бумажный концертный зал.
Фото: Hiroyuki Hirai/shigerubanarchitects.com
Сам Сигэру Бан живет, разумеется, в более основательной конструкции. В конце 1990-х он построил кондоминиум в токийском пригороде. Это здание находится в токийском районе Сэтагая и получило название Hanegi Forest: при его строительстве не было срублено ни одного дерева — деревья растут даже во внутреннем дворике.
Фото: Hiroyuki Hirai/shigerubanarchitects.com
Необычная форма диктует и внутреннее наполнение — много света, большие окна и минимализм.
Фото: Hiroyuki Hirai/shigerubanarchitects.com
Обстановка в доме аскетичная, но бюджетной ее назовешь. Центром дома служит кабинет архитектора, в котором есть круглый стол (опоры его сделаны из бумаги) и два стула. О последних известно, что они были произведены брендом Terragni. Мы нашли относительно похожий стул на российском рынке — он обойдется в 179 тыс. рублей. Кроме того, в доме есть старинный кожаный диван, а декором служит коллекция статуэток.
Фото: Hiroyuki Hirai/shigerubanarchitects.com, tokyoapartmentlab-w.com
Интересно, что часть апартаментов в кондоминиуме Hanegi Forest сдается в аренду. Так что, если будете в Токио, есть все шансы пожить рядом с мировой знаменитостью.
Дом Сергея Мишина
Фото: prorus.ru
Архитектор Сергей Мишин, руководитель архитектурного бюро Studio-Mishin, придумывает разное — от дизайна дверной ручки и частного самолета до проекта Нового входа в Эрмитаж с Дворцовой площади.
Фото: Виктор Юльев/the-village.ru
Свой дом Мишин построил в поселке Вырица Гатчинского района Ленобласти, и этот дом разительно отличается от всего, что его окружает. Даже забор необычный: он сохранился с незапамятных времен и поначалу ассоциировался у Мишина с кладбищем, но позже выяснилось, что забор построил проворовавшийся прапорщик, затеявший для себя возведение дворца. Только забор он построить и успел — посадили. И архитектор эту историю сохранил, потому что «это нарратив, история преступления и наказания, которая многого стоит».
Фото: Виктор Юльев/the-village.ru
За забором же — необычное деревянное здание, при проектировании которого Сергей Мишин руководствовался правилом средневековых европейских зодчих — прорубать окна там, где удобно.
Фото: Виктор Юльев/the-village.ru
Симметрии в доме практически нет, зато всей семье комфортно. Сделали дом в Финляндии, а потом привезли в Россию, где собрали по бревнышку.
Фото: prorus.ru
А еще архитектор придумал «правило стеныша» — стены визуально не отличаются от крыши, при этом всё одного цвета (от покраски было решено отказаться — просто обожгли доски горелкой и обшили ими дом). Во внутренней отделке применялась белесая краска.
Фото: Виктор Юльев/the-village.ru
Мебель в доме разная. По мнению мастера, мебель должна иметь историю и быть личной: что-то осталось от бабушки, что-то куплено на блошином рынке, что-то подарили друзья. Все очень просто, но индивидуально.
Фото: Виктор Юльев/the-village.ru
Дом Тотана Кузембаева
Архитектор из Казахстана строил, кажется, всю сознательную жизнь: первый свой дом он возвел в возрасте 15 лет.
Фото: Илья Иванов/inmyroom.ru
С тех пор, конечно, многое изменилось: сейчас Тотан Кузембаев знаменит не только заслуженными наградами на архитектурных конкурсах, но и смелыми проектами, за которые он эти награды получает.
Фото: Илья Иванов/inmyroom.ru
Сам Кузембаев живет то в квартире, то на даче — она находится в Солнечногорском районе Подмосковья и издалека напоминает обшитый оцинкованным листом ковчег с ломаной линией крыши.
Фото: Илья Иванов/inmyroom.ru
Площадь дома — 240 кв. м. С более близкого расстояния можно рассмотреть и уютную террасу, опоясывающую дом, и большие окна, и сваи, на которых дом стоит.
Фото: Илья Иванов/inmyroom.ru
Как объясняет архитектор, странную форму всему дому придает одна-единственная деталь: конек крыши пустили змейкой, а эффект распространился на все здание.
Фото: Илья Иванов/inmyroom.ru
Внутри — никакой роскоши: деревянная отделка (кое-где и вовсе использованы плиты ДСП), простейшая мебель, купленная в IKEA или сколоченная своими руками из досок, окна в пол и много естественного света.
Фото: Илья Иванов/inmyroom.ru
Никаких штор, оборок и подушек: архитектор не любит вычурности, отдавая предпочтение минимализму. Дом он строил три-четыре года и до сих пор не закончил — это своеобразный эксперимент и личная лаборатория. Рядом с домом Тотан Кузембаев обустроил баню и мастерскую.
Фото: Илья Иванов/inmyroom.ru
Дом Марио Беллини
Марио Беллини не только архитектор, но и дизайнер, среди его работ — икона диванного стиля Camaleonda (придуманный еще в 1970-х модульный диван, не теряющий популярности и сегодня — правда, позволить себе его могут не все: он стоит более 1,3 млн рублей).
В архитектуре Беллини тоже преуспел — он придумал здания департамента исламского искусства Лувра, музея истории Болоньи, токийского Центра дизайна, Национальной галереи Виктории в Мельбурне, штаб-квартиры Deutsche Bank во Франкфурте…
Фото: Davide Pizzigoni/archdaily.com
Жилище изобретательного итальянца находится в здании XIX века, главный акцент в нем сделан на библиотеке. Сам Беллини говорит, что его дом можно охарактеризовать как огромный книжный шкаф. Жилое пространство сформировано вокруг старинной системы книжных полок высотой с трехэтажный дом — до верхних придется добираться с помощью лесов.
Фото: Davide Pizzigoni/archdaily.com
Книг действительно много: архитектор признается, что часто ходит по дому и прикасается к ним. А вот и другое признание: в доме нередко царит беспорядок (делаем выводы: минимализмом тут и не пахнет!).
Интерьер гостиной тоже довольно консервативен: теплые желтые тона, бежевые ковры, классический рояль и непримечательная, но удобная мягкая мебель пастельных оттенков — тот же диван Camaleonda в такой интерьер точно бы не вписался.
Фото: Davide Pizzigoni/archdaily.com
А вот кабинет как раз лаконичен: серые стены, фактура которых напоминает бетон, такие же пол и потолок. А еще — стеллаж с книгами и стол. Минимализм? Он самый!
Дом Массимилиано и Дорианы Фуксас
Фото: Aki Furudate/archdaily.com
Эта семейная пара прижизненно получила статус мастеров экспрессивной инновационной архитектуры. Именно их авторству принадлежит знаменитое здание Дома юстиции в Тбилиси, которые чаще называют «Грибы» — из-за сходства изогнутой крыши со шляпками грибов. Фуксасы придумали проект третьего терминала международного аэропорта Шэньчжэнь-Баоань, редевелопмента здания бывшего Военного союза в Риме, а также проект нового Национального архивного центра Франции.
Фото: Aki Furudate/archdaily.com
Пара живет в апартаментах на площади Вогезов в Париже — они сознательно отказались от собственного современного дома: «Это противоречие между тем, кем ты являешься, и тем, где ты живешь. Наш дом — источник вдохновения, мы любим наш прекрасный вид из окна. Здесь мы ближе к истории».
Стоп-кадр видео NOWNESS/Youtube.com
Центром притяжения в доме Фуксасов является огромный камин, отделанный белым мрамором. Кстати, белый цвет лег в основу всего интерьера — стены архитекторы оставили непокрашенными. Выделяются лишь потолки с балками из темного дерева и простая мебель.
Стоп-кадр видео NOWNESS/Youtube.com
В столовой — огромный стол для гостей, а украшением служат стеклянные прозрачные вазы с живыми цветами. Дориана говорит, что основным декором стали детские игрушки, напоминающие о детстве их единственной дочери.
Стоп-кадр видео NOWNESS/Youtube.com
По стенам расположено несколько совсем простых стеллажей, но полки в них пустуют: «Не люблю вещи, я мог бы жить и в пустоте», — объясняет Массимилиано и добавляет, что ему для жизни хватило бы кровати и стола, за которым можно есть, читать и рисовать.
Фото в начале статьи: Davide Pizzigoni/archdaily.com